04.05.2011 12:58 (1258)
Конкурс, который проводится раз в два года, стал уже девятым по счету. В финале за главные призы боролись 12 претендентов. Каждому из них, как заметил один член жюри, вполне можно было присудить победу, ведь все они специалисты высочайшего уровня, все прошли через сито сразу двух отборов — сначала по месту работы, затем в округе. Однако на то и состязания, чтобы выявлять абсолютно лучших.
По условиям участники боролись за главные призы в трех номинациях: учителя общеобразовательных школ и школ-интернатов, инструкторы дошкольных учреждений, специалисты физкультуры и спорта в учреждениях дополнительного образования.
В первый день конкурсанты представили на суд жюри свои визитки, а также блеснули знаниями внеучебных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Главное же испытание ждало их спустя сутки — реальный урок с незнакомым классом под пристальным наблюдением высокой комиссии.
— Впервые в этом году конкурсанты имели свободу выбора темы занятия и неограниченнное время для подготовки, — рассказывает заместитель председателя жюри, доцент кафедры теории и методики Восточно-Сибирской государственной академии образования Александр Русаков. — Раньше учителя тянули билеты с темами за день до зачетного урока. Впрочем, основные задачи для педагога остались прежними: методически правильно построить занятия, провести их с высоким эмоциональным фоном, но при этом в заключительной части очень важно вернуть школьника в исходное состояние, чтобы он мог спокойно идти на другие уроки.
В целом участники справились с заданием — большинство уроков были яркими и динамичными. Кстати, судьями на данном этапе выступили коллеги конкурсантов — специалисты в области физвоспитания. Многие из них когда-то сами участвовали в подобных состязаниях. Александр Русаков, например, в свое время 16 лет отработал учителем физкультуры в иркутской школе № 23 и тоже пытался бороться за титул лучшего по профессии, но, признается, не повезло.
Имена тех, кому повезло в этом году, были названы со сцены актового зала Дворца детского и юношеского творчества в минувший четверг. Председатель жюри конкурса, начальник городского департамента образования Валентина Перегудова, утешила всех: побежденных в подобных состязаниях нет. Зато есть победители! Первый конверт с именем лауреата Валентина Васильевна долго вертела в руках, сохраняя интригу, а потом объявила:
— Лучшим в номинации «Инструктор физической культуры дошкольных образовательных учреждений» становится… Михаил Кузнецов, преподаватель детского сада комбинированного типа № 151! По схожему сценарию были оглашены и победители в двух других категориях. Лучшим педагогом дополнительного образования признан тренер ДОД ДЮСШ № 7 Павел Скуратов, а лучшим учителем физкультуры — педагог начальной школы-детсада № 54 Юлия Иванова. После того как отгремели фанфары, были розданы все подарки и сделаны фотографии на память, с лауреатами конкурса познакомился корреспондент «Копейки».
Михаил Кузнецов. Кандидат в мастера спорта по легкой атлетике и баскетболу, перворазрядник по футболу и волейболу. В детском саду работает инструктором четвертый год. Среди финалистов в данной номинации оказался единственным представителем сильного пола. Как образно выразились коллеги (а это тоже сплошь женщины), Михаил — это восторг, который невозможно передать. Он находка для детсада. Дети в нем просто души не чают…
— Чтобы мальчик вырос мужчиной, его воспитанием должен заниматься мужчина, — объясняет свой выбор Михаил Кузнецов. — Посмотрите, в садах у нас в основном женщины работают, в школах — женщины, в колледжах, вузах — женщины. Ну откуда, скажите, возьмется мужское воспитание?..
Конечно, зарплаты у нас невеликие и приходится крутиться — работать на двух, а то и трех работах. Но менять что-то в своей профессиональной карьере я пока не собираюсь. Это же такая радость — видеть глаза малышей, глядящих на тебя. В них нет ничего показушного. Они искренне радуются, искренне огорчаются. Они ни под кого не подстраиваются. Они такие, какие есть. Бывает, конечно, балуются. Но у меня свой рецепт поддержания дисциплины: нужно не делать больших пауз в занятиях, тогда маленьким проказникам будет просто некогда даже думать о каких-то шалостях.
Добавим, что Михаил Кузнецов сам является отцом четверых детей. Павел Скуратов. Личность в иркутском хоккее с мячом известная. В свое время он являлся тренером знаменитой женской команды «ДЮСШ-Рекорд», а в 2004 году в качестве второго тренера помогал руководить сборной России на первом женском чемпионате мира по бенди в Финляндии.
— Преподавателем я работаю уже 23 года, на одном месте, — говорит победитель конкурса. — А так как тренировочный процесс у нас проходит на базе моей родной 65-й школы, то в ее стенах я уже 35 лет. Двухлетний перерыв был только, когда я проходил службу в армии. Участвовать в данном конкурсе мне предложил директор ДЮСШ № 7 Виктор Харламов, а победить помогла наша слаженная команда — моя группа поддержки. При подготовке урока старались учитывать все до мелочей. Тема была «Обучение техники владения клюшкой». Рад, что наши усилия были высоко оценены.
Юлия Иванова. Яркие, динамичные уроки этого молодого преподавателя никого из членов жюри не оставили равнодушным. Ее первая специальность — учитель начальных классов, однако свое призвание она нашла именно в спортивном зале. Сейчас получает высшее физкультурное образование. В свое время занималась художественной гимнастикой, потом с головой ушла в танцы — входила в состав групп «Солнышко» и «Шаги».
— В школе я работаю шестой год, — рассказывает Юлия. — Зал у нас маленький, если дети расшалятся, то из-за шума проводить урок невозможно. А как лучше всего поддерживать дисциплину? Конечно, сделать занятия интересными. Вот и стараюсь постоянно придумывать что-то новенькое. Прыгаем мы, например, по какой-нибудь замысловатой схеме: вперед-назад, влево-вправо; а отдыхаем с помощью «парашюта» — огромного куска ткани, который дети, держа за края, в такт дыханию то поднимают, то опускают. И так везде. Большую часть упражнений придумываю сама, а что-то подглядываю в специальной литературе. На конкурсе мне больше всего понравилась атмосфера добра — все участники друг друга поддерживали, помогали, делились инвентарем. Словно и не были мы соперниками…
Автор: Андрей Семакин, "КОПЕЙКА". Фото автора.