15.06.2012 14:33 (4847)
Антон Любославский относится к числу наиболее крупных звёзд иркутского спорта. Причём в буквальном смысле! Антон – мастер спорта международного класса по толканию ядра, а в этом виде много значит мышечная масса. При росте 190 см иркутянин весит 142 кг (!). Последние годы про Любославского мало говорили и писали: какой-то непонятный спад у него наблюдался, а ведь до Олимпиады в Лондоне, где ему непременно прочили выступление, оставалось всего ничего! В этом году Антон преодолел свой «кризис», и возвращение состоялось. На соревнованиях нынешней весной он перевыполнил олимпийский норматив, а 9 мая в Иркутске установил свой личный рекорд, который отныне составляет 20 метров 78 см (!), а в конце мая иркутские толкатели ядра Иван Юшков и Антон Любославский стали лучшими в командном Чемпионате России по лёгкой атлетике. Вперёд, на Лондон?
С Антоном мы не виделись довольно давно, и при встрече он показался не просто большим, а – ну просто огромным.
— Прибавил, что ли? – осторожно интересуемся.
Антон улыбается – ещё бы, до Олимпиады в Лондоне – всего ничего, а отбор – ещё ближе. Состав команды решится после чемпионата России. Каждый уважающий себя толкатель ядра перед соревнованиями набирает вес, это придаёт снаряду дополнительную инерцию. Впрочем, ближе к Играм он планирует вес сбросить – 135 будет вполне нормально, считает он.
— Тренеры Юрий Николаевич и Лидия Николаевна Рыбины как-то настраивают к Олимпиаде по-особенному?
— Олимпиада – это такая рулетка… Тут главное – спокойствия набраться. Надо просто очень спокойно к этому относиться – как будто обычный старт. И в Пекине я так же спокойно относился, может, на чемпионатах мира больше нервничал… А на Играх – всё, ты уже здесь! Чего нервничать-то?
- Если пройдёшь отбор – какие для тебя лично плюсы и минусы ожидаются в сыром, туманном Лондоне?
— Да никаких минусов не ждём. Если будет дождик – это же хорошо, не жарко! Да, от дома далековато, но для сибирских спортсменов, которые всё время в перелётах на запад и обратно,— ничего нового.
У Антона когда-то были большие сложности в полётах – как раз из-за своей массы.
— Сейчас у меня легкое к этому отношение, сажусь и отдыхаю в самолёте – читаю журнал, смотрю фильмы, чтобы меня никто не трогал. Отдыхаю. А лет до 20 нервничал, было летать психологически очень тяжело. Мышцы затекали, начинало всё болеть.
— Как же ты в кресле помещаешься?
— Сверху падаю, и всё. Обычно беру места с краю, чтобы колени можно было немного в проход подвинуть. Летаем с тренером Лидией Николаевной, её приходится теснить немного. Сейчас аэробусы, боинги, места побольше. В США человек больше 150 кг вообще обязан два билета брать, так что у нас ещё всё неплохо.
То, что Лондон далеко от Иркутска, может сказаться и на акклиматизации. Помнится, в далёкий Сидней нашу сборную легкоатлетов привезли всего за неделю до стартов, и наши «не блеснули». Лондон – город дорогой, позволит ли руководство жить там две недели, чтобы привыкнуть? Но русские люди – находчивые!
— Наоборот, нас специально привозят за один день, чтобы не пришлось акклиматизироваться, – говорит Антон,— только приехали – завтра уже выступать! Вообще, для нас, толкателей, Олимпиада – это такое «мимолётное виденье». Утром – квалификационные соревнования, вечером – финал. И сразу же столицу Игр покидаем – в полной мере ощутить «дыхание праздника» нам не удаётся. Чиновники просто внаглую сажают всю команду в самолёт, а на наши места приезжают всякие начальники, их жены и так далее. Всем же надо побывать! На наши места всегда претендентов достаточно.
— Пекин тебе хоть чем-то запомнился?
— Было жарко, но это хорошо – меньше разогреваться, разминаться! Только был постоянный смог, солнца почти не видно. А вот кормили, конечно, от души! Десять разных столовых на выбор,— японская кухня, итальянская, китайская. И Макдональдс. Так что меня просто поразило: спортсмены США всегда стояли в Макдональдсе, ели эти бургеры… Зачем это? Я туда даже ни разу не подошёл.
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ
Последние года два у Антона был некий спад. Он поделился причинами – просто слишком быстро вышел на высокий уровень и с тех пор почти не отдыхал. Хотя начал заниматься ядром не так уж рано, в 14 лет.
Ещё в детстве он выделялся среди сверстников силой. И, что удивляло его самого: сложения был довольно пухленького, но при этом всегда всех опережал в беге – что в школе, что во дворе. А сила плюс скорость – это отличное начало для успехов в спорте. Правда, в детстве никто будущего чемпиона не разглядел:
— Школа была такая, где никому ничего не надо,— вспоминает он,— правда, ходил в бассейн – не к тренеру, а в группу здоровья. Но потом потерял в троллейбусе свой абонемент и ходить перестал.
ДЕТСТВО
Никто в семье даже не заметил, что сын бросил бассейн. Вообще, в родне никого из выдающихся спортсменов не было. Правда, отец в молодости активно увлекался лыжами, а мама работала в системе народного образования, в техникуме физической культуры. Именно там ей сказала Лидия Рыбина, тренер по толканию ядра: «Приводи своего! Разряд получит – в техникум поступит, а там посмотрите». То есть изначально целью была учеба, но, только попав в спорт, Антон понял, что сама по себе, отдельно от спорта, учёба его теперь мало интересует. Нет, не прогуливал, но ядром стал заниматься с таким энтузиазмом, что за лето успел получить несколько разрядов.
— Ядро – это было настолько интересно, что даже мысли не было пропустить тренировку. И компания была очень сильная, группу ребят тогда набрали хорошую. Те, с кем начинал заниматься, до сих пор мои друзья.
— Поясни нам: а за что ты любишь толкание ядра – этот «мёртвый» кусок металла?..
— Чтобы толкать ядро, надо обладать разными качествами. Быть быстрым, сильным, координированным. Благодаря этому виду спорта я очень разнопланово подготовлен.
Что характерно: обычно спортсмен, будучи в идеальной форме, просто порхает над землей. И даже свои выступления часто не помнит, не успел выйти – победа! Совсем иначе у Любославского.
— Единственное, что похоже – на соревнованиях самый удачный бросок обычно редко помнишь. Когда в хорошей форме, то автоматически всё происходит. Но идеальную форму очень тяжело переносить. Тело просто безобразно реагирует на любые болячки, легко можно простыть. Стоит начать тренироваться, и постоянно что-то «прихватывает», мышцы болят. И настроение не лучшее.
Именно из-за перетренированности был спад в результатах последних лет, считает Антон.
— Я ещё с молодёжного возраста уже выступал наравне со взрослыми, почти не отдыхал, постоянно куда-то готовился. Всем кажется, что я уже давным-давно выступаю. А я просто намного раньше других начал.
В самом деле, отдыхать некогда, если Родина ждёт: сначала он лучший в стране по юниорам, затем по молодёжи. Выиграл чемпионат Европы по молодёжи. Причем ещё в молодёжном возрасте ему уже даются победы на взрослых чемпионатах страны, а победителю – прямая дорога на чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры. Конкуренция в России очень высокая, сейчас шесть человек выполнили норматив, который даёт право ехать в Лондон, а места в сборной всего три! Ну, где тут отдыхать?
— И вот мне 27 лет, а я себя чувствую ветераном, — улыбается Антон.
Недавно нагрузки были снижены, и пожалуйста – пошли успехи!
ЛЮБОСЛАВСКИЙ-2
В Иркутске теперь есть два спортсмена Любославских – младший брат Антона Никита по примеру старшего тоже профессионально занимается толканием ядра и имеет успехи, является победителем первенства России по молодёжи. Он выше Антона ростом – 198 см, и имеет хорошие перспективы.
Личная жизнь у спортсмена устроена – уже три года он благополучно женат. Причём инициатором знакомства стала как раз Юля, симпатичная и незакомплексованная девушка, которая занималась бальными танцами. Хрупкую и тоненькую жену без труда носит на руках могучий чемпион.
— Маленьким девочкам нравятся крупные мужчины,— с улыбкой вспоминает Антон старую истину,— мы встретились на свадьбе друга, тоже спортсмена. Юля сразу подсела ко мне и говорит: «Давай познакомимся!» Кстати, в этот день она поймала букет невесты. И примета сбылась – мы поженились. Сейчас она спортом не занимается, ей не до танцев: обо мне заботится, чтобы у меня было всё в порядке, чтобы не был голодным.
- Что любишь покушать?
— Люблю баранину очень сильно. Во всех ипостасях – плов, суп из баранины. Ну, и тесть у нас – добытчик, постоянно приносит мясо дикой козы. Виталий Николаевич. Мясо всё время есть, питаюсь только экологически чистым мясом. У него есть ещё свой табун на Ольхоне, так что конина у нас на столе постоянно есть. Большое ему спасибо.
Из всех видов отдыха семья предпочитает цивилизованный.
— Раньше мы с женой ездили в Сочи, но теперь там слишком дорого всё. Проще купить горящие путёвки в Таиланд. Дикий отдых с палатками – о нет, это не для меня. Я совершено не могу спать на земле, в палатке, и вообще где-то, кроме кровати. Если посидеть у костра, выпить – то, может, проще заснуть где угодно. А я не выпиваю. Мне нужны комфортные условия для сна, и супруга такая же. Опять же, на дачу мы можем выехать. Хорошо – речка, соседей рядом немного.
В семье пока нет детей, зато есть пёс: йоркширский терьер, названый «Афон» – в честь «Нового Афона» в Абхазии. Сразу после свадьбы молодые поехали и купили своего «Фоню» – все зовут его именно так.
— Пёс скучает, наверное, когда уезжаешь на соревнования?
— О да, скучает так, что по голове бегает, когда встречает. Запрыгивает, за уши щиплет, за нос.
— Ты не берешь с собой в поездки талисман или что-то на память?
— Я сам – нет. Разве что супруга подкладывает какого-нибудь медвежонка. То есть мне его доставать вовсе не обязательно, ей достаточно знать, что он ездит со мной всюду.
— Как коротаешь время в пути?
— Фильмы смотрю, очень люблю Михалкова. Нравится русское кино новое – с юмором, с реальными жизненными ситуациями. Можно классику почитать, например, Булгакова Очень люблю «Мастера и Маргариту», не раз перечитывал. Фантастику космическую люблю, Стругацких, Лукьяненко.
- Машина есть?
— Да, старенькая «корона». Она ездит, и меня устраивает. На классные машины такие высокие цены, что, я считаю, смысла нет брать дорогую и потом долго выплачивать за неё кредит.
— У легкоатлетов ведь крупные заработки – от случая к случаю…
— Да, были гранты, но я их благополучно вложил в ремонт. Квартиру получил в 2005 году, когда выиграл молодёжный чемпионат Европы. Сейчас в сборной России очень хорошие стипендии около 30 тысяч рублей.
— Слышали бы это футболисты сборной России, которые за такие суммы даже со скамейки не встанут!
— Но если попасть в призёры на чемпионате мира или Европы, то можно получить достойные гранты. А если выиграл олимпиаду, то в течение года можно получать до 150 тысяч рублей в месяц. А ещё все тебя будут любить и, может, даже квартиру подарят. Или BMW Х5.
— Твой самый крупный заработок?
— Однажды на коммерческом турнире я заработал 3000$.
— Не так уж много…
— Да, но если несколько таких удачных стартов подряд, то на колготки жене хватит!
— Родственники болеют за тебя по телевизору?
— Да, а если я выигрывал, то телевизор обнимали и целовали! А если проигрывал, то расстраивались! Сейчас я повзрослел, и объясняю своим: этим способом я зарабатываю на жизнь, способ не простой, и жизнь не такая радужная, как могло бы показаться со стороны. Наверное, в обычной жизни можно было зарабатывать такие же суммы, только без форс-мажорных обстоятельств, травм и «провалов».
Автор: Ника Песчинская. Фото из архива Антона Любославского.