21.06.2013 05:53 (2534)
Впервые футбольный арбитр из Улан-Удэ вышел на всероссийский уровень. Единственный представитель Бурятии в судейском корпусе РФС
Роман Галимов пошёл на повышение в первую лигу чемпионата России. В апреле он дебютировал и в Премьер-Лиге, но пока в качестве запасного судьи.
Местные любители спорта со стажем помнят Романа как талантливого футболиста и потомственного стража ворот. В «рамке» он продолжил традиции своего отца Рамаила Галимова, который отдал бурятскому футболу более трёх десятков лет. Сегодня, по мнению руководителя российского судейского корпуса Роберти Розетти, 30-летний Роман Галимов – один из самых перспективных арбитров в Сибири. Ещё год назад он судил матчи второй лиги, а сегодня проводит дебютный в SUPRA (Первенстве футбольной национальной лиги). О трудностях работы футбольного судьи Роман рассказал в своём интервью.
— Роман, как ты стал футбольным арбитром?
— Без понимания футбола и духа игры трудно стать хорошим арбитром. Я рано закончил игровую карьеру на любительском уровне и стал судить чемпионат республики в
22–23 года. Большую помощь мне оказал Сергей Казанов, который судил ещё чемпионат СССР. Он говорил мне, что полезнее судить матч, где играют менее мастеровитые игроки. Там больше брака и сложных игровых моментов. Сейчас у меня региональный разряд арбитра. Чтобы пробиться в Премьер-Лигу, нужно получить национальную категорию. Радует, что сейчас в Бурятии появилось группа молодых арбитров, которых рекомендовали межрегиональному судейству среди любительских команд КФК. Это Илья Пономарёв, Кирилл Белобородов и Андрей Шитин. Им всем по
19–20 лет, и у них большие перспективы.
— Как тебе дебютный сезон в первой лиге ФНЛ?
— Этот сезон для меня первый в ФНЛ. Уровень по сравнению со второй лигой значительно разнится. Начиная с организации матча и мастерства. Получился он немного скомканным. Трудно, когда не знаешь, чего ждать от команд, плюс сильная жара и духота. Опять же волнение. Играли новокузнецкий «Металлург» и «Урал» из Екатеринбурга. Кстати, «Урал» занял первое место и вышел в Премьер-Лигу. Также запомнился последний матч в сезоне, когда встречался аутсайдер подмосковные «Химки» и «Спартак» из Нальчика. Вообще, в первой лиге работает 20 главных судей и 32 помощника. На каждый матч я получаю новых помощников. На предматчевом совещании я оговариваю с ними возможные ситуации.
— Что входит в работу арбитра кроме самих матчей?
— После игры происходит разбор матча, когда инспектор указывает на ошибки или спорные моменты на видео. Потом уже дома сидишь и пересматриваешь матч, оцениваешь свою работу со стороны. Работа арбитра — это постоянная учеба.
— Есть ли у тебя эталон арбитра?
— Определенного человека нет. Иногда кажется, что нужно быть построже, иногда стараешься общаться с игроками. Но тогда они могут сесть на шею. По манере и поведению на поле нравятся итальянцы. В каждой стране разные традиции судейства. Например, в Англии более либеральные арбитры, которые выступают в роли педагога. Но главное, судья не должен выпячивать себя.
— Какие требования к профессиональному арбитру?
— Помимо экзаменов по игре есть и другие требования. Например, на каждом сборе мы сдаём тест на знание английского языка. Роберто Розетти и Хосе Аранда, который десять лет возглавлял судейский комитет ФИФА, постоянно общаются с арбитрами и передают свой опыт. Кроме интеллектуального есть и экзамен по физической подготовке. Например с 2006 года судьи сдают «БИП-тест» — 150 метров за 30 секунд, затем восстанавливаешься 30 секунд, и так 24 раза подряд.
— На одном из последних матчей «Селенги» произошла потасовка. Как арбитру удержать такую ситуацию под контролем?
— Чем выше уровень футбола, тем легче общаться с игроками. В моей практике пока таких ситуаций не было, но подобное происходит и в Премьер-Лиге. Недавний пример — «Алания» против Мордовии и «Динамо». Раньше судьи разнимали драчунов, а сейчас достаточно дать красную карточку.
— Как судьи реагируют на оскорбления со стороны публики или игроков?
— Когда идёт матч, абстрагируешься и концентрация полностью на игровых моментах. Если будут оскорбления со стороны зрителей, то это отмечает инспектор матча. Но если будет явное оскорбление от игрока с нецензурной бранью, то прямая красная и до свидания.
— Как ты относишься к возможному введению видеоповторов?
— Даже дополнительный арбитр — это уже помощь для главного судьи. На поле есть несколько мёртвых зон, которые судья не в состоянии увидеть. По поводу видеоповторов: мы люди подневольные, введут – будем работать. Вообще я считаю, в футболе ошибка – это часть игры.
— Сколько получают футбольные судьи?
— Если в Премьер-Лиге главный судья получает порядка 100000 рублей за матч, то в ФНЛ суммы на порядок меньше. Причём в Премьер-Лиге вокруг арбитра бегают сплошь миллионеры-футболисты, причём наверняка долларовые.
— Сталкивался ли ты с попыткой подкупа?
— Я не так давно сужу в первой лиге, и ко мне ни разу не обращались. Сейчас всё стало настолько цивилизованно и доступно в информационном плане. Даже в ФНЛ снимают с шести камер, и каждое решение арбитра видно как на ладони. Конечно, судьи ошибаются, от этого никто не застрахован.
— В чём драйв работы арбитром?
— Арбитр редко становится героем матча, чаще антигероем. Если хорошо отработал матч, про тебя не будут писать газеты. Драйв в том, чтобы не совершить ошибку и хорошо отсудить. На сборах Хосе Аранда сказал, что арбитр – зритель футбольного матча на первом ряду и при этом участник матча. Конечно, есть и свои трудности. В первой и второй лиге самые большие в мире расстояния, от Урала до Дальнего Востока. Поэтому один матч занимает у меня три-четыре дня.
— Какие впечатления от элитной Премьер-Лиги?
— Уровень этой лиги очень высок, всё чётко организовано. Чем сильнее на поле футболисты, тем опытнее должны быть арбитры. Со стороны ошибки легче оценивать, а когда ты в игре, всё совсем по-другому. Здесь игра снимается с 12 камер, и каждое решение арбитра будут рассматривать под микроскопом. Чтобы попасть на следующий уровень, нужно постоянно расти и работать над собой. Анализировать матчи, допускать меньше ошибок и получать хорошие оценки от инспекторов – вот моя задача.
Автор: Лев Хандажапов, «НОМЕР ОДИН», УЛАН-УДЭ.