02.08.2011 02:17 (789)
Он шокировал спасателей и личного врача. Чемпион мира по триатлону, литовец Видмантас Урбонас пересёк Байкал в самом широком месте. Проплыл почти 50 км. Вода оказалась холоднее, чем рассчитывал экстремал.
Шапочка, очки и тонкий — всего три миллиметра — гидрокостюм. Вот снаряжение пловца. Но главное внутри. Воля и смелость. Ведь переплыть Байкал с востока на запад — дело рискованное. Поэтому Видмантаса сопровождают помощники-соотечественники и сотрудники МЧС.
— Не думал, чтобы занырнуть самому и смогу ли я это сделать. Я больше переживал, что мало ли что случится с человеком. По крайней мере, у нас судно скоростное, и что мы успеем сделать или нет,— говорит спасатель Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Иван Павлов.
Перед заплывом Видмантаса натерли мазью, сделанной специально для него. Но Байкал преподнёс спортсмену сюрприз. Расчёт, что температура воды будет около 9 градусов, не оправдался. Термометр показывал от трех до пяти, в зависимости от места. Поэтому личный врач Урбонаса, измеряя температуру пациента, испытал шок.
— Нам термометр, градусник, показывал 32. И когда после четырёх часов плавания с небольшими перерывами
3–5 минут на «покушивание» термометр вообще не показывал, это значит, что было меньше 32 градусов,— говорит врач Ирена Брогайте.
После этого Видмантаса в шутку назвали «хладнокровным» человеком.
В этом простом целлофановом пакете пищевой рацион Видмантаса. Здесь есть энергетический напиток, чай, иногда бульон, газировка, печенье. В общем, всё, что необходимо для поддержки сил путешественника во время заплыва.
46 километров дистанции. За два дня примерно 15 часов в воде. Вот такая арифметика путешествия. Литовец, уже переплывший озёра в Южной и Северной Америке, Балтийское море, признаётся: во время заплыва думает о разном. Работа, женщины. Родина. Единственное табу — это мысли о глубине под тобой и финише.
— Сейчас в Байкале думал только о нём. Просто разговаривал с водой. С богами байкальскими. Потому что Байкал, я думаю, это море. И это живое море,— говорит экстремал Видмантас Урбонас.
И вот он, финиш. Мыс Ижимей. Сакральное место. Недалеко самая глубокая точка Байкала, напротив — самая высокая гора Ольхона. И на фоне этого 53-летний литовец выходит на берег. К нему он плыл через всю жизнь.
А вечером, после прибытия на базу, Видмантас сказал: это не покорение Байкала. Его покорить нельзя. Это дань уважения Священному морю и напоминание людям. Что такое сокровище надо беречь. Как и всю пресную воду, которая гораздо дороже нефти и золота.
Автор: Алексей Шапенков, "ВЕСТИ-ИРКУТСК". Фото автора.